Менди (хинди ) — роспись по телу хной. В отличие от татуировки является временным украшением тела, но держится значительно дольше (до трёх недель) нежели краска или другие способы рисования по телу. Наиболее распространена в арабских странах, Индии, Северной Африке и Индонезии.

 

Традиционная роспись

Менди на руке

Менди появилось около 5 000 лет назад. Ещё в Древнем Египте знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. В XII веке она закрепилась в Индии, став не только лишь украшением. Например, многие арабские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач. Так во время свадьбы невесту расписывают рисунком, а оставшуюся хну закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа.

Традиционные мотивы сильно отличаются в зависимости от региона:

  • Северная Африка. Рисунок сильно стилизован. Особое внимание уделяется нанесению и чёткости контуров.
  • Средний Восток. Растительные узоры, характерные для арабской культуры. Будничный рисунок простой, сложные узоры выполняются в основном к церемониям. Бедуины, живущие в пустыне, часто просто окунают ступни и ладони в хну, без всякого декора.
  • Индия. В основном выполняются храмовыми танцовщицами или к торжественным церемониям, главным образом к свадьбам. Довольно сложные и большие (покрывают площадь от ладоней до предплечий и от ступней до колен) кружевные рисунки. В основном изображаются религиозные мотивы и знаки плодородия.
  • Индонезия. Используются растительные индийские мотивы. Встречаются полностью закрашенные подушечки пальцев, боковых частей ладоней и стоп.

В Европу менди пришла довольно недавно. Во многом это обуславливается плохим отношением христианской церкви к утехам плоти и тем, что хна очень быстро портится. Однако сейчас роспись по телу хной начинает набирать популярность из-за того, что рисунками хной покрывали себя довольно многие известные певицы и актрисы, например Мадонна, Наоми Кемпбелл, Деми Мур.

Harquus - магические знаки берберских женщин.



Про рисунки на коже хной - менди, mehndy, mendy - сейчас уже знает каждый культурный человек.

Индийская невеста.

Марокканская невеста.
О том, что это часть индийских и ближневосточных, марокканских свадебных обрядов, а так же способ магической защиты женщины в ее наиболее важные периоды жизни - свадьба, сопряженная с моментом , затем беременность, когда нужно было выносить ребенка здоровым и сильным, затем уже и роды. Свою коллекцию имиджей рисунков хной я все время пополняю, не перестаю любоваться тонкими узорами и разнообразием оттенков.

Но традиция узоров на теле намного богаче и существует по всему миру - от кельтики до Полинезии. Как-то попала на сайт, где показаны параллели между божествами - а так же рисунками и татуировками - этих столь отдаленных друг от друга районов.

А эта татуированная дама,например, вообще из китайской провинции Юньань...
Но сейчас я не о том. На Востоке, кроме хны, существуют и другие стили украшения тела и лица женщины. Менди никогда не рисуют на лице - это или стопы или кисти рук, а сейчас можно и на животе у беременных увидеть...

А вот рисунки на лице,шее, декольте - в основном это Северная Африка, Марокко - это уже другая традиция, называемая harquus ("харкуз").

Для harquus используется не хна, а другие красящие смеси, черного цвета, хотя, конечно, никто не запрещает сделать это и хной при желании. Рисунки в стиле harquus часто можно видеть на лицах танцовщиц трайбл-беллиденс, потому что в танце используются движения народных танцев Африки и Востока, и соответствующие украшения на теле в виде рисунков и татуировок дополняют образ.

Поскольку любой рисунок на теле уже есть магический акт...

... я очень хотела найти расшифровку всех этих крестиков-ноликов на лице и шее, но, к сожалению, точных значений, как например с нашими пысанками - не нашла. Кстати - вот опять пересечение традиций :элементы рисунков на разрисованных пасхальных яйцах и на коже марокканских красавиц очень даже похожи. Знаки и символы по всей земле несут практически одну и ту же смысловую нагрузку, так что если как следует подумать - то можно догадаться о значении любого рисунка.
Вобщем - здесь я выкладываю статью, которую перевела с одного из сайтов, посвященных менди и "харкуз". Тут есть и описание краски, и немного истории, и сами узоры - но нет большого количества расшифровок символов. Пока...Я обязательно буду искать еще, потому что очень хочется наполнить эти рисунки смыслом, оживить их и сохранить эту традицию, хотя бы для тех, кто танцует трайбл...:)



Взято с сайта : Harquus.com

"Традиция хны не поддается пониманию , будучи отделенной от ее контекста из числа других женских украшений, таких, как нанесение татуировок и украшение тела живописью.
Harquus - это слово, используемое для обозначения черного лицевого орнамента в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Его испльзуют для обозначения как татуировок, так и просто рисунков на коже.Узоры harquus, татуировок, и рисунков хной часто отображают друг друга и применяются совместно для усиления действия каждого элемента. Сейчас эти рисунки исследуются, воссоздаются, сохраняются с использованием безопасных косметических средств для временных тату.

Что такое Harquus?
Harquus является еще одним БЕЗОПАСНЫМ альтернативным средством по отношению к болезненным перманентным долговременным татуировкам, а так же красно-оранжевым или коричневые рисункам, что производит хна.Harquus это НЕ черная хна.Словом Harquus в Северной Африке и на Ближнем Востоке обозначают черное лицевое украшение. Он может быть просто нарисован на коже, а может быть вытатуирован. Хна и Harquus часто используются для одной и той же цели, вместе или по отдельности, в зависимости от предпочтений. Ювелирные изделия для тела могут быть добавлены к рисунку и создают прекрасное дополнение к Harquus татуировкам. Harquus является краской для тела на основе смол(в оригинале - resin based body paint, слово "resin" переводится как "камедь", "смола". Я, как косметолог, всегда придираюсь к составу того, что наносится на кожу. - D.W.)Основой черного красителя является черный оксид железа ( black iron oxide, в некоторых статьях говорится про древесную золу, обеспечивающую черный оттенок - D.W.) Он является водостойким, и будет оставаться на коже не пачкая одежду, не размазываясь и не смываясь. Удалить рисунок можно Изопропиловым спиртом (просто стирается спиртом или медицинским эфиром).

Harquus НЕ красит кожу глубоко, но может держаться в течение нескольких дней при надлежащем уходе. Ингредиенты красителя Harquus одобрены FDA и безопасны для использования на коже. Harquus является временной косметической краской, изготовленной из безопасных косметических красителей с добавлением изопропанола, этанола, целлюлозы или ее производных, касторового масла, пигментов "Ультрамаринового синего" и черного "Оксида железа". Средство для рисунка Harquus является гипоаллергенным. Harquus рисуется по коже, а затем закрепляется с помощью порошка талька.При правильном использовании краски и уходе за Harquus, рисунок будет держаться до 2 недель. Harquus безопасен для мужчин, женщин и детей.

Почему мы выбираем Harquus татуировку?
Традиционные harquus, лицевые татуировки и другие украшения женщины являются прекрасными, и точка! Они являются частью истории и должны быть сохраняемы и уважаемы уже по одной этой причине.Не говоря уже о возможности оригинально подчеркнуть свой стиль и создать настрой для нового поколения в постоянно меняющемся мире. И даже, возможно, просветить других, используя красоту искусства.Harquss безопасен для применения практически в любом месте по вашему выбору. Harquus регулярно используется в киноиндустрии и на телевидении для создания безопасных, но очень похожих на настоящие, реалистичных временных татуировок для актеров и актрис. "


Происхождение традиции Harquus (www.catskillbellydance.com):


Считается,что именно в Северной Африке, впервые появилось такое растение, как хна.Использование хны для украшения в Марокко восходит к тому моменту, когда первые берберы мигрировали в этот район; они проживали там уже довольно долго, когда финикийцы и римляне вторглись в Северную Африку.Никто не уверен в точности относительно берберского происхождения, но существует общепризнанное мнение о том, что они пришли либо из Йемена или из тех мест, что в настоящее время являются Сирией. Так было до тех пор, когда в 8 веке арабы, распространяя слово Ислама, вторглись в берберские регионы и добавили элементы берберской культуры в свою и без того богатую смесь традиций и обрядности.
В пещерных рисунках первобытных людей в Северной Африке, мы видим истоки узоров рисунков, которые отражают их повседневную жизнь, как охотников и собирателей. Кроме того, исходные берберских образы отражают аспекты их сельской жизни, связанные с природой и аграрным циклом.(то же самое в рисунках на пысанках и в росписях на трипольской керамике, к примеру - земледельческие культы, обожествление воды, дождя, земли, солнца, от которых зависел урожай - D.W.) Таким образом, озеленение, уборка урожая, почитание солнца, луны, земли и звезд - все это присуще символизму берберов начиная от ранних культурных традиций и вплоть до наших дней. Такие символы использовались не только для украшения, но так же и для защиты от сглаза и от злых духов, которые,как считалось,обитают в окружающих рощах и ручьях.
Джеймс Jereb, в своей книге "Искусство и ремесла Марокко", описывает берберские знаки как " свидетельства не только медитативной и эстетической власти, которыми наделяет украшательство ими, но и веры в сверхъестественные силы. Многие элементы узоров не расшифровываются по отдельности -- возможно, из-за их формы или из-за того, каким образом они оформлены, - но, скорее потому, что они могут содержать силу, известную как "Барака". Как известно, концепция "барака" глубоко укоренилась в марокканских религиозных верованиях и так же имеет решающее значение для понимания всех художественных традиций в Марокко. "Барака" имеет много значений в Марокко, но в целом - это принципиально позитивная сила святых и суфийских братств. Она является источником вдохновения у большинства марокканских ремесленников ... "Барака" пронизывает все вещи в той или иной степени, и она может существовать не толко в ювелирных украшениях, талисманах и прочих рукотворных объектах, как, например, керамика и текстиль

Керамика из Марокко

Берберский плед.
(у многих народов в Европе ткачество и вышивка тоже ведь считались священными, может, по другим причинам, другими мифами это обосновывалось, но суть одна - D.W.), она также присуща отварам растений, таких как хна и олеандр, и курениям (дым от сжигания), таким как сандал и мирра. Эта сила способна переходить к предметам и текстилю в ходе применения художественного языка символов, рисунков, мотивов, цветов и приемов, которые защищают сам предмет, его создателя и потребителя ".
Барака призывается и используется для борьбы с темным силам жизни, лечения заболеваний и защиты самого себя от злых jnoun ( духи - слово, вошедшее затем в английский, как "джинн") и от сглаза. Берберской символы включают в оформление повседневных предметов для их защиты также, как и для защиты того, кто использует или носит эти вещи.Эти мотивы прослеживаются во всех аспектах кустарного ремесла берберов, в том числе в гончарстве, кожаных изделиях и текстильной промышленности, не говоря уже обо всех видах личных украшений.

Берберы заложили основы многих способов украшения себя с помощью ювелирных изделий, татуировок и хны.

Именно берберские женщины в основном татуированны. Но поскольку татуировки запрещены исламом - многие женщины изобрели другие способы для размещения своих защитных знаков, включив их в ткани, которые они ткут, в ювелирные украшения...


... и в рисунки хной.Таким образом, мотивы узоров, которые нарисованы хной на руках и ногах невесты накануне ее замужества, являются теми самыми защитными и обучающими знаками, которые создавались и развивались на протяжении многих веков использования.
Словарь берберских символов включает в себя магию чисел, магические квадраты, стихи из Корана, арабские скрипты (script - кто знает, как перевести, напишите - D.W.), геометрические формы (треугольники, квадраты, кресты, восьмиконечные звезды, шестиконечные звезды, спирали, круги и алмазы), также как и мотивы, представляющие растения, цветы, людей, глаза и руки.Нечетные числа также имеют важное значение для берберов и часто будут включены в узоры.
Ниже приводится значение некоторых символов, общих для берберских узоров:
- Рыба - вода, плодородия, процветания ;

- Птица - курьер между небом и землей, судьба, орел, власть ;
- Ящерица или саламандра, стремящаяся к Солнцу - человеческая душа, ищущая света ;
- Змея-phallus (опять не знаю, что тут имелось в виду :) - D.W.), фертильность (способность к деторождению), исцеляющие силы ;
- Черепаха - святые силы, защита от злого глаза ;
- Треугольник, перевернутый треугольник, алмазные глаза - защита от злых глаз ;
- Рука, число 5 (хамса - khamsa) - защита от зла ;

Размещение рисунка - будь то татуировка или менди, рисунок хной - не менее важно, чем сам дизайн.

Берберские женщины нередко татуированы вокруг отверстий их тела, что бы не допустить проникновения jnoun в организм через них ( а у нас этой цели служат вышитые воротники и манжеты сорочек, подолы юбок, передники. И еще - я наконец поняла, откуда взялась мода на бикини-дизайн и интимные прически! :)))) Ах, если бы это защищало еще от СПИДа и сифилиса с герпесом....:) - D.W.) Рисунки на руках, плечах и пальцах могут придавать легкость и нежность телу, а ноги должны быть украшены защитными символами , чтобы удержать злых духов (jnoun) от попадания в организм с земли.

Рисунки возле груди и на лобке повышают чувственность. Узоры на лодыжках или кистях рук защищают человека от злого глаза.Арабески на спине предотвращают бесплодие и лечат его.
Изменения в мотивах рисунков отражают ключевую позицию Марокко вдоль торговых путей, взаимопроникновение художественных традиций из Европы с исламскими и южных районов Сахары. Так как ислам запрещает художественное изображение человеческих фигур, марокканские узоры используют цветы и листья, а также архитектурные мотивы. Исламское влияние на эстетику в Марокко не было ограничивающим, а скорее, торжествующим и благочестивым.Ремесленные изделия создавались как акт поклонения и воздаяния Богу за вдохновенную и одухотворенную работу верующего.Фактически, процесс рисования сам по себе превращается в медитативную практику, позволяющую исполнителю лучше приблизиться к общности с Богом.

--------------------------------------------------------------------------------

А это взято с форума www.hennapage.com. Найти бы еще эту энциклопедию узоров, о которой тут говорится:
Отправила Катрин Картрайт-Джонс 31 июля 2003 г.
"Harquus является прекрасной разновидностью женского искусства украшения тела с помощью рисунка и обычно о ней.Мы нашли отличные ресурсы, а также сделали копии узоров, но все они не для печати.
Я собираюсь собрать узоры harquus в энциклопедию... у меня
имеются сотни аутентичных harquus моделей, которые я извлекала из рисунков и фотографий, и у меня получилась целая лекцию на тему о происхождении и значении знаков.
....
Чтобы быть кратким : знаки harquus имеют, по видимому, те же корни, что и азиатско-средиземноморские верования относительно хны/фертильности и так же пересекаются с жертвенно-плодородческими сезонными эко-сельскохозяйственными мифическими системами.
Я находила артефакты, свидетельcтвующие о существовании "харкуз" до 3000 лет до н.э., примерно в той же конфигурации, что и в 19 веке, выполненные амазигскими кланами.
Есть нечто подобное и в Центральной Азии, тоже около 3000 лет до н.э., но я не уверенна, что эти события связаны между собой, но, возможно,как думают некоторые антропологи, что люди мигрировали из єтого региона в начале неолита.
Эти татуировки и другие черные / красные / желтые / белые разметки являются пре-монотеистичными и вызывали опасения у египтян и евреев.
Они были позднее презираемы греками и это неприятие татуировок затем было воспринято римлянами.Лицевые татуировки, к которым относили и "харкуз", однако не исчезли со временем, и они упоминались и восхвалались в пре-исламских арабских текстах.Ислам затем так же стал избегать нанесения татуировки как знака пре-монотеистической религии плодородия, но и не уничтожил это полностью. Традиция рисунков была поддержана женщинами, которые оправдывали это тем, что узоры повышают их плодовитость, защищают от болезней, отождествляют их по клановой принадлежности и кроме того, как они заявляли, все равно "очищающий огонь ангелов-привратников" выжжет все это перед тем, как они попадут в рай.

Тщательная документация в клиниках с позднего 19го и до раннего 20го века показывает, насколько широко были распространены знаки "харкуз" во многих племенных группах от Северной Африки до Иордании и от Ирака до Туркестана, где были деревни, в которых 90% мусульманских женщин имели кое-какие татуировки "харкуз".
По сравнению, менее 20% христианских женщин имели татуировки и менее 10% иудеек.(Да, я знаю, некоторые здесь упадут в обморок, говоря "МЫ НЕ ДЕЛАЕМ никаких подобных вещей, это против нашей веры", но, в госпитальных отчетах подробно описано, что женщины ИМЕЛИ это и я отношусь к больничной документации как к чертовски надежным доказательствам.


Да благословит господь больницы за сохранение отчетов и ведение записей о знаках, кто их носил,из какой деревни, как стар был человек, в каком году были собраны....ого-го! У меня имеются конкретные узоры из этих отчетов в моих домашних файлах.
Другие женщины просто помечали самих себя черным цветом в особых случаях. Были профессионалы, которые делали татуировки (женщины)и там были стихи и песни о них, и в иные времена это было просто как вечернее занятие среди женщин своей семьи....

Я считаю, что знаки красивы и вы можете иметь отличную работу, имитируя их с помощью краски Temptu для временных татуировок. My favorite prof's Egyptian grandmother Мой любимый профессионал - египетская бабушка - имела лицевые татуировок на ее подбородке, которые она назвала "мое счастье". Когда она была очень старой татуировка была утрачена, как все татуировки, поскольку ткани кожи деградируют с возрастом. Она переделывалав их хной раз в месяц или около того,
чтобы держать ее удачу дееспособной."
Взято с форума www.hennapage.com

© super-prostor

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz